Второго апреля — День распространения информации об аутизме

вниманию родителей и вообще всех

вниманию родителей и вообще всех

Второго апреля  — День распространения сведений о проблемах аутизма. И я не могу пройти стороной и как человек, и как психолог по второму высшему образованию,  и очень хочу тоже поучаствовать в распространении сведений об этом явлении, поэтому пишу эту статью.

Аутизм. Что это за явление? Как часто и где встречается? В каких семьях может родиться ребенок аутист? Что с этим всем делать? Попробуем разобраться в теме с теоретической стороны.

Детский аутизм — это «общее расстройство развития, определяющееся наличием аномального и/или нарушенного развития, которое проявляется в возрасте до 3х лет, и аномальным функционированием во всех трех сферах: социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения» (МКБ-10)

Если говорить немного более простым языком — у такого ребенка до 3 лет наблюдается сложность в социализации, в контакте не только с другими детьми, но и самыми близкими людьми. Ребенок становится замкнутым, тревожным, боится окружающих.

Например, Лебединский В.В. выделяет три основных клинических критерия раннего детского аутизма (далее — РДА):

1. экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи с самыми близкими людьми;

2. крайняя стереотипность поведения, консерватизм в отношениях с миром, страх изменений (для таких детей важен их личный порядок в их пространстве — если машинка стоит здесь — не нужно ее сдвигать, одинаковая одежда, ложка, кружка. Им привычнее и спокойнее с привычным для них укладом и порядком вещей);

3. Особенности в речевом и интеллектуальном развитии (возможна первичная недостаточность этих функций).

По данным Иванова С.С. ядерными симптомами могут являться:

— появление первых признаком сразу после рождения,

— отсутствие потребности в общении;

— стремление к сохранению стабильности окружающей среды;

— своеобразие моторики и речевого развития;

— своеобразные страхи;

— интеллектуальная неравномерность;

— нарушение формулы сна;

— возможность регресса психических функций при отсутствии правильного психотерапевтического подхода или позднего начала лечения.

Если говорить о внешних проявлениях поведения таких детей, то чаще всего такие дети играют одни, не особо откликаются на зов, молчат или разговаривают сами с собой. В эмоциональной сфере — часто отсутствует эмоциональная реакция там, где у ребенка без аутизма эта реакция случается (например: мама порезала палец ножом — малыш плачет, что маме больно; ребенок аутист в данном случае может не обратить на это никакого внимания), либо наоборот — повышенная ранимость, пугливость, чувствительность к резкому тону, громкому голосу, малейшему замечанию в свой адрес. У таких детей повышена чувствительность к обычным сенсорным раздражителям, таким как тактильные, температурные, свет, звуки. Обычные краски действительности для такого ребенка чрезмерны, неприятны, травмирующи. Окружающая среда, в которой обычный ребенок может ощущать себя комфортно, для аутичного ребенка может служить источником отрицательного фона ощущений, сверхсильным раздражителем, поэтому такие дети могут уйти в себя, или, напротив, начать истерику — упасть на пол и биться.. И вот в такие моменты всем окружающим очень важно, прежде чем поругать маму или ребенка, подумать, а вдруг этот ребенок — аутист. Пожалуйста, в этот момент либо спросите маму, чем помочь, либо иди дальше, куда шли, но без осуждения и брошенных в след фраз «Избаловали, лупить его ремнем надо».. Прошу вас внимательно изучить памятку, приведенную ниже:

Памятка для всех! Изучите, пожалуйста!

Памятка для всех! Изучите, пожалуйста!

О причинах возникновения аутизма до сих пор нет единой точки зрения: часть ученых склоняется к неким изменениям в хромосомном наборе, часть склонна винить среду (экологию, неблагоприятные условия жизни), многие говорят о вреде прививок с ртутным консервантом и то, что они могут спровоцировать развитие аутизма.. В любом случае — аутизм — одно из самых загадочных явлений тысячелетия. Во многих источниках указано, что основной процент детей аутистов — мальчики. Но вот в инстаграмме я наблюдаю жизнь мамы и ее дочки — Самми Лу — маленькой девочки с аутизмом. Среди моих знакомых целых 2 семьи с мальчиками-аутистами. А моя ближайшая подруга Аня — детский психолог — тоже непосредственно работает с мальчиком-аутистом. В любом случае — число семей с детьми-аутистами растет и никто не  застрахован от этого явления.

В этой связи обществу важно понять, что такие дети — они особенные дети, и их нужно принимать, осознавая особенности их развития, их социальных проявлений. И в этой связи очень важно то, что все чаще в РФ говорят и пишут об инклюзивном образовании: это когда  и обычные дети, и дети с особенностями могут учиться вместе. Обычные дети в данном случае учатся быть терпимее и осознавать, что все мы разные. Самые эмоционально теплые дети учатся  помогать и защищать, а дети с особенностями развития приобретают шанс социализироваться, а не изолироваться от мира. Важно, чтобы у такого ребенка в классе был тьютор — специально обученный человек, к которому бы ребенок аутист проникся доверием. Также важно создать такому ребенку в классе «ровное, светлое и теплое поле». Не знаю, насколько в данный момент готовы школы к этому, но точно знаю, что даже в Екатеринбурге (гордость!!) уже есть гимназии с инклюзивными классами. Будущее — за толерантными, грамотными и умными специалистами, эмпатичными и чуткими.

Я очень хотела бы, чтобы эта моя статья хотя бы кому-то была полезной. И если хотя бы несколько человек после прочтения этой моей статьи в следующий раз прежде чем осудить «истеричного» ребенка вспомнит, что это может быть ребенок-аутист, и, значит, он кричит, так как что-то его напугало — и не пройдет мимо, а предложит маме помощь или хотя бы не осудит — уже не зря я писала эту статью.

Ну и родителям и будущим родителям желаю внимательнее быть с особенными проявлениями ребенка. А тем родителям обычных детей, в класс к которым привели особенного ребенка, прошу помогать своему ребенку стать добрее, настраивать его на помощь особенному ребенку, развивать в нем сердечность и участие. Ведь у всех есть право на жизнь, на обучение, общение и тепло.

Дарите его!

autizm1

2 апреля 2016 г.

(с) Екатерина Романова

Keep in touch!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>